Для начала хотелось бы
заметить, что хороший руль для компьютера - это все-таки безумная мечта.
А мечтатели обычно предпочитают выбирать рули «навороченные» и удобные.
Конечно, такой мечтатель любит игрушки семейства Need for Speed и ее
аналоги, однако зачастую он не против погонять и на настоящей «тачке»,
что превращает его выбор в еще более разборчивый. Чтобы помочь мечтателю
с выбором руля и была написана эта статья. И пусть по прочтении он сам
решает, стоит или не стоит брать для своего железного друга руль, больше
похожий на мясорубку с присосками.
Что нужно знать
при покупке
Прежде, чем приступить к рассмотрению вполне конкретных моделей, не
помешает вспомнить теорию, поучить «матчасть», а заодно и определиться с
тем, на что же следует обращать внимание при покупке игрового руля.
Все манипуляторы
можно разделить на две основные категории - с поддержкой технологии
обратной тактильной связи Force Feedback и без оной. Если вкратце, то
благодаря наличию Force Feedback игрок может в буквальном смысле этого
слова ощутить все неровности дороги, сотрясение автомобиля при
столкновении с препятствием, а также более реалистичное сопротивление
повороту рулевого колеса, чем в случае с обычным контроллером, где оно
имитируется возвратными пружинами. Естественно, манипулятор с Force
Feedback значительно дороже своего «немоторизованного» собрата, поскольку
реализация этой технологии серьезно усложняет конструкцию. Однако
результат, по мнению большинства игроков, того стоит. А вот поддержка
технологии Vibration Feedback, появившаяся в качестве дешевой
альтернативы «честной» силовой обратной связи, в рулях, в отличие от
джойстиков, себя совершенно не оправдывает. Она является скорее
отрицательной, чем положительной характеристикой контроллера. К тому же
для контроллеров с Vibration Feedback справедливо предостережение,
которое сейчас все чаще и чаще слышится в отношении геймпада DualShock
для Sony Playstation. К сожалению, длительная, по несколько часов в день,
игра с использованием подобных манипуляторов может вызвать серьезные
заболевания кистей рук.
Следующее, на что
имеет смысл обращать внимание, - это способ крепления руля к столу. Если
у моделей с поддержкой обратной связи вариантов нет - все они оснащены специальными
держателями, как у мясорубки, то обычные рули сажают на присоски,
вследствие чего во время игры такой руль может скользить по поверхности
стола, а в особо «жаркие» моменты и вовсе может оторваться. Достаточно
важным параметром является угол поворота руля, приемлемое значение - 180
градусов. Чем оно больше, тем точнее можно будет вписываться в повороты.
Чтобы ладони не
скользили, рулевое колесо должно быть выполнено из мягкой резины или
иметь резиновое покрытие с эргономичными «наплывами» и выемками для
пальцев.
Перед покупкой
стоит попросить распаковать коробку и подключить контроллер к компьютеру
для проведения «полевых испытаний». Как правило, таким образом можно
узнать о руле очень много. При отсутствии поддержки контроллером Force
Feedback следует обратить внимание на упругость пружин у баранки: если
они слишком слабые, придется вручную возвращать рулевое колесо в
центральное положение, что крайне неудобно. Отдельного разговора
заслуживают педали, ведь только в аркадных гонках чем выше скорость, тем
лучше. В реалистичных же симуляторах точное управление скоростью
автомобиля имеет очень важное значение.
Первое, на что
здесь следует смотреть, - это размер подставки. Слишком маленькая будет
опрокидываться при чересчур сильном нажатии. Кроме того, подставка не
должна скользить по полу. Немаловажны также размер самих педалей и
упругость их пружин. Слишком маленькие и мягкие педали не позволят
оценить степень нажатия по прикладываемому усилию, из-за чего скорость
автомобиля придется определять по спидометру, что опять-таки не есть
хорошо.
Кроме этих
обязательных условий - большая подставка на резиновых прокладках, жесткие
педали - существуют и различные маленькие, но временами весьма полезные
детали, «фишки», которыми оснащаются некоторые модели именитых
производителей. Их наличие не обязательно, но желательно. Например,
Logitech делает подставки со специальной площадкой, на которую в минуты
отдыха можно ставить левую ногу, вместо того, чтобы держать ее на весу
или поджимать под себя. Логично, ведь на тормоз в играх приходится давить
сравнительно редко.
Вообще, рули, как и
другие контроллеры, лучше приобретать от извест-ных производителей -
Thrustmaster, Logitech и других - и не обольщаться низкой ценой
безымянных китайских поделок, у которых весьма вероятны проблемы с
установкой и программированием кнопок. Вторая достаточно распространенная
проблема - исполнение электрической части. Выглядит это либо как
невероятно трудная калибровка устройства, либо как самопроизвольная
подача управляющих сигналов. Как пример, можно ехать себе спокойно, и
вдруг внезапно и неспровоцированно на повороте сработает ручник или
переключится скорость. Кстати, бывали случаи, когда у китайских
манипуляторов просто-напросто выпадали рули.
Ну а далее разговор
пойдет о вполне приличных моделях, с которыми такая напасть практически
невозможна.
Genius Speed Wheel Formula (около 60 долл.) Рычаг справа от
рулевого колеса, который поначалу можно принять за обычный переключатель
передач, на поверку оказывается... заменителем педалей. Дело в том, что у
данного руля есть минимальный вариант поставки, где педали отсутствуют, и
тогда эта ручка выполняет роль своеобразного throttle control a la
джойстик на старом добром ZX Спектруме 48К.
Следующая
особенность Speed Wheel Formula - возможность функционировать в режиме
джойстика, иными словами его можно использовать в авиасимуляторах. В
таком случае его нужно устанавливать как Genius Speed Wheel Formula
(Flight Mode). Тогда задействуются две пары клавиш, расположенных на
рукояти, - они начинают работать как цифровое управление рулем
направления (rudder) и газом (throttle), в то время, как перемещение
самой рукояти регулирует высоту.
Шифтов у руля нет,
поэтому переключение передач придется назначать на расположенные на
лицевой стороне клавиши. Отсутствие шифтов и переключателя скоростей
часто заставляет игрока использовать автоматическую коробку передач.
Обратной связи у
Speed Wheel Formula нет, возврат баранки в центральное положение
осуществляется с помощью пружин, которые могли бы быть чуть жестче.
Площадка с педалями среднего размера, но очень массивная. Благодаря
последнему обстоятельству проскальзывание во время игры исключено. Педали
крупные, с большим ходом и сравнительно тугими пружинами. Правда, для
того, чтобы нажать их до отказа и ехать на максимальной скорости,
приходится отрывать пятку от пола и держать ногу на весу, что,
естественно, не слишком удобно.
Thrustmaster 360 Modena Pro (около 85 долл.) отличают превосходные
педали и удобная маленькая баранка. Кстати, руль является уменьшенной
копией рулевого колеса автомобиля Ferrari 360 Modena. Однако все убивает
Force Feedback. Зато обратная связь есть у следующей модели,
принадлежащей этой же линейке.
Trustmaster
Force Feedback GT (около 110 долл.) - это уже что называется реальный
вариант с Force Feedback.
Если же не обращать
внимание на стоимость, эти модели выглядят очень и очень достойно -
приятное прорезиненное рулевое колесо, большое количество удачно
расположенных программируемых кнопок, дополнительная пара аналоговых
шифтов, дублирующих педали, удобная площадка с достаточно тугими
педалями, обладающими большим ходом. Скорее всего, компания Trustmaster
платит за использование имени Ferrari, отсюда и соответствующая цена.
Logitech WingMan Formula Force GP (около 85 долл.) Первое, что
бросается в глаза при взгляде на этот руль, - его невероятно маленькие
размеры. Несмотря на то, что WingMan Formula Force GP поддерживает
технологию Force Feedback, его торпеда оказывается даже меньшей, чем у
некоторых моделей без эффектов обратной связи. Так что места на столе для
этого руля нужно совсем немного - почти наверняка между ним и монитором
сможет поместиться и клавиатура, которая, кстати, игроку понадобится
почти наверняка. Дело в том, что четыре кнопки, два шифта и отсутствие
рукояти для переключения скоростей на сегодняшний день - явно мало, так
что и для клавиатуры во время гонки найдется дело.
К счастью,
маленькие размеры торпеды никак не сказались на диаметре баранки - она
абсолютно стандартная, с эргономичными «наплывами» и прорезиненными
красными вставками по бокам. Кнопки слишком маленькие и, на первый
взгляд, почти незаметны. Однако расположены они очень удобно и никаких
проблем с их использованием нет. А вот шифты слегка подкачали - они
маленькие и довольно тугие, поэтому переключать передачи ими не так
удобно, как, скажем, большими и мягкими шифтами у Logitech MOMO Force или
Genius Speed Wheel Force Feedback.
В играх руль
показал себя весьма достойно, сила эффектов обратной связи впечатляет -
даже при 70-процентных установках в драйверах баранку трясло так, что в
Rally Trophy на высокой скорости самым натуральным образом можно было не
справиться с управлением, а через пару часов непрерывной езды руки просто
уставали. В общем, у руля есть как недостатки, так и достоинства. Последних,
впрочем, гораздо больше.
Genius Speed Wheel Force Feedback (около 90 долл.) - очень
качественный руль с педалями, хотя и недешевый.
При первом же
взгляде на этот руль возникает стойкое ощущение deja vu. И действительно,
по дизайну Speed Wheel Force Feedback до боли напоминает Logitech Wingman
Formula Force GP - то же сочетание черного и красного цветов, та же форма
педалей и торпеды. Отличия оказываются довольно-таки незначительными -
торпеда у модели от Genius гораздо массивнее, площадка для педалей
заметно больше, чем у манипулятора Logitech.
Кнопок у Genius
Speed Wheel Force Feedback шесть, шифта - два, рукояти переключения
скоростей нет - в общем стандартный набор. Зато есть возможность
оперативного включения и отключения обратной связи - в центре руля под
логотипом Genius расположена неприметная треугольная кнопка, при нажатии
на которую загорается зеленая надпись «Force». Баранка хоть и выглядит
неказисто, но на ощупь она удивительно приятна. Правда, как и у любого
другого руля, эргономичные «наплывы» оказываются не очень удачными при
частом перехватывании колеса, например при прохождении крутых поворотов.
Однако, если руль держать «мертвой хваткой», то все в порядке. Угол
поворота баранки довольно большой, около 250 градусов. Шифты нажимаются с
отчетливым кликом, хотя они и чуть хлипковаты.
Педали нажимаются
довольно туго, благодаря чему можно определять приложенное усилие по
сопротивлению пружин, а не по показаниям спидометра у игрового авто.
В играх руль
показал себя очень хорошо, практически на уровне Logitech Wingman -
четкие эффекты обратной связи, хорошая управляемость и достойная
эргономика как самого колеса, так и педалей производят приятное
впечатление.
Итак, все экипажи по машинам! Крутите и ломайте китайские подделки! :)
|
|